В NewYork Times вышла интересная статья с разбором того, как в московском метро заработала технология Face Pay: бесконтактной оплаты проезда. Как пишет NY Times, в октябре московский метрополитен попал в газетные заголовки по всему миру благодаря внедрению технологии XXI века, которая позволяет оплатить проезд, просто посмотрев в камеру.
Чтобы активировать Face Pay, пассажиры должны привязать свою фотографию к банковской карте и карте Тройка через специальное мобильное приложение. После подключения камера у турникета сможет распознавать их лица (даже в масках) и открывать ворота. В теории благодаря этой технологии пассажиру требуется всего 2-3 секунды, чтобы пройти через турникет, что снижает давление людей в часы пик.
Однако российские активисты в области защиты цифровых прав уверены, что внедрение Face Pay преследует не только благие цели. Оно также позволяет московской мэрии усовершенствовать алгоритмы, используемые для распознавания лиц, и поставить рядом с турникетами больше камер.
Директор Роскомсвободы Артем Козлюк рассказал NY Times, что Москва занимает третье место в мире по количеству видеонаблюдения на улицах и в общественном транспорте: около 200 000 камер размещены по всему городу и в метро. Российская полиция уже использовала распознавание лиц для поиска и задержания демонстрантов, участвовавших в мирных акциях оппозиции (мы уже рассказывали, как устроена система видеонаблюдения в России).
Несмотря на уверения правительства Москвы, что собранные изображения и данные «надежно зашифрованы». Роскомсвобода, в свою очередь, заявила, что у нее есть доказательства существования в системе уязвимостей для злоумышленников, которые могут использовать данные в преступных целях (о том, как устроен черный рынок персональных данных, мы тоже уже говорили).
Косвенным подтверждением правоты Роскомсвободы является то, что другими двумя странами, продвинувшимися в области технологий платежных систем с распознаванием лиц являются Китай и Беларусь. Для правительства обеих этих стран право на неприкосновенность частной жизни своих граждан, очевидно не имеет, большого значения. Европарламент же, напротив, не одобряет использование технологии распознавания лиц в общественных местах в полицейских целях.
Евгений Ветров
Комменты