СУПЕРКОМПЬЮТЕР МОЩНОСТЬЮ В 10 ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Всеволод Юрьевич Опанасенко Фото: Википедия

В нулевых и десятых годах созданная Всеволодом Опанасенко компания «Т-Платформы» была ведущим в России предприятием по производству суперкомпьютеров: мощнейших вычислительных машин, используемых во многих отраслях промышленности и науки. После заключения контракта с МВД Опанасенко оказался в СИЗО, откуда лишь спустя год был отпущен под домашний арест. Основанную им компанию по суду требуют признать банкротом.

На примере истории «Т-Платформ» хорошо видно, как российские IT-предприниматели, с одной стороны, не могут не сотрудничать с силовиками, с другой – сами же оказываются из-за этого сотрудничества под угрозой ареста, как это произошло с Опанасенко или главой компании Group IB Ильей Сачковым — героем нашего предыдущего материала, обвиняемым в госизмене.

Суперкомпьютеры: от «СКИФа» и «Ломоносова» до санкций США

Предприниматель Всеволод Опанасенко родился в Москве в 1972 году. В конце восьмидесятых годов он посещал кружок физика-теоретика, вице-президента Академии Наук Евгения Велихова при Институте проблем информатики, где занимался разработкой графической библиотеки для японской корпорации Konami. Благодаря этой работе Опанасенко решил связать свою жизнь сначала с программированием, а затем и с суперкомпьютерами.

Уже в 1991 году Опанасенко занялся собственным бизнесом и возглавил компанию Micronic, которая производила комплектующие для компьютеров на заводе в Китае.

В 2002 году бизнесмен основал занятую производством суперкомпьютеров компанию «Т-Платформы», благодаря которой и стал известен.

«Мы понимали, что промышленность и экономика в России динамично развиваются, а в долгосрочной перспективе без суперкомпьютеров эффективно развиваться невозможно, поэтому решили заняться этим бизнесом», — говорил Опанасенко в интервью.

Суперкомпьютеры – это чрезвычайно мощные вычислительные машины, скорость и возможности которых многократно превосходят обыкновенную компьютерную технику. Как правило, они состоят из множества высокопроизводительных  серверных компьютеров, которые объединены в связанные сетью вычислительные узлы. Если изначально суперкомпьютеры использовались только военными, то в современном мире они применяются для решения математических проблем и составления прогнозов погоды, в криптографии, статистике, физике и везде, где требуются сложные вычисления.

Как писал в 2019 году член-корреспондент РАН Сергей Абрамов, в области индустрии суперкомпьютеров Россия «бьёт рекорды в отставании, планомерно укрепляя его и всё больше отдаляясь от США, Китая, Европы и Японии». При этом суперкомпьютеры, произведенные предприятием Опанасенко, являются самыми мощными в стране и единственными представленными в мировом рейтинге ТОП-500.

Уже первый суперкомпьютер, «СКИФ К-1000», разработанный «Т-Платформами» в 2004 году, занял 98-ое место в мире по уровню производительности. После успеха «СКИФа» «Т-Платформы» занялись производством суперкомпьютеров для нужд Московского государственного университета. В 2008 году она закончила строительство «СКИФ МГУ», занявшего в мировом рейтинге мощнейших суперкомпьютеров уже 37-ое место.

Наконец, в 2009 году «Т-Платформы» построили для МГУ суперкомпьютер «Ломоносов», в котором использовалось 10 260 процессоров с различной архитектурой и 92 терабайта оперативной памяти. Это был первый проект такого масштаба для всей Восточной Европы, и в презентации «Ломоносова» принял участие тогдашний президент Дмитрий Медведев. «Ломоносов» занял 12-ое место в мировом рейтинге и до 2014 года оставался самым мощным суперкомпьютером в России.

«Т-Платформы» принялись осваивать международный рынок: так, в 2010 году они заключили контракт на поставку прототипа суперкомпьютера с Вычислительным центром им. Лейбница Баварской академии наук. Тогда же о своем намерении инвестировать в «Т-Платформы» для продвижения суперкомпьютеров за рубежом и развития инновационного производства объявил Внешэкономбанк.

В 2011 году ВЭБ приобрел 25% акций компании, остальные 75% остались принадлежать Опанасенко. Профессор Сергей Абрамов, директор Института программных систем РАН, говорил, что рынок суперкомпьютеров «маломаржинальный, поэтому единственный способ заработать деньги — это увеличить капитализацию компании и продать ее часть».

В 2013 году правительство США внесло «Т-Платформы», а также их дочерние компании, расположенные на Тайване и в Германии, в «черный список» продукции для экспорта. Туда попадают компании, продукция которых представляет угрозу для безопасности Америки.

«Есть основания полагать, что «Т-Платформы связаны с военными поставками, включая разработку компьютерных систем для конечных пользователей в оборонном секторе и для ядерных исследований. Это же касается ее структур в Германии и на Тайване. Подобная деятельность противоречит национальной безопасности США, интересам международной политики и влечет высокий риск нарушения правил экспортного регулирования», — утверждалось в документе, выпущенном американским Бюро промышленности и безопасности.

В апреле 2013 года Андрей Белоусов, возглавлявший тогда министерство экономического развития РФ, рассказал о ситуации с «Т-Платформами» Владимиру Путину. Белоусов уверял, что Госдеп США пошел на такой шаг из-за «жесткой конкуренции», в которую «Т-Платформы» вступили с американскими компаниями в Европе.

Санкции больно ударили как по имиджу, так и по финансам предприятия Опанасенко: оно вынуждено было приостановить закупку комплектующих и сократить объемы продаж. Так или иначе, «Т-Платформы» подали в Бюро промышленности и безопасности апелляцию, утверждая, что их деятельность ведется с полным соблюдением требований американского экспортного контроля.

При посредничестве МИДа, Минэкономразвития и Минпромторга санкции с продукции «Т-Платформ» удалось снять в январе 2014 года.

Дело против Опанасенко: процессоры и СИЗО

Интересы «Т-Платформ» не ограничивались одной лишь сборкой суперкомпьютеров. В 2012 году предприятие Опанасенко основало дочернюю компанию «Байкал Электроникс», занятую разработкой процессоров. В начале 2016 году «Байкал Электроникс» запустило в промышленное производство Baikal-Т1: первый российский процессор, созданный не для нужд Министерства обороны.

Первый российский процессор Baikal-T1. Фото: baikalelectronics.ru

В конечном итоге, именно разработки в области процессоров стоили Опанасенко свободы. Осенью 2016 года МВД опубликовало тендер о закупке компьютеров для проведения экзаменов на водительские права, который выиграли «Т-Платформы». В рамках этой закупки МВД должно было получить 9348 компьютеров на процессорах «Байкал-Т1» за 357 миллионов рублей. «Т-Платформы» успело поставить 1837 из них, а остальные МВД принимать отказалось, мотивируя это невыполнением сроков поставки. Компания Опанасенко попыталась оспорить это решение в Арбитражном суде Москвы, уверяя, что МВД само задержало аванс и не предоставило необходимую для исполнения контракта информацию, однако проиграла судебный процесс.

В марте 2019 года московский Басманный суд отправил Всеволода Опанасенко и Александра Александрова, возглавлявшего на тот момент управление связи департамента информационных технологий связи и защиты информации МВД России, в СИЗО. Александрова обвиняли в злоупотреблении должностными полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ, до 10 лет лишения свободы), а Опанасенко – в подстрекательстве к совершению данного преступления. По версии обвинения, Опанасенко поставил МВД маломощные, «работающие на пределе возможностей» компьютеры. При этом вместо отечественных комплектующих сотрудники «Т-Платформ» в нарушение условий сделки закупили китайские и наклеили на них логотип своей фирмы.

На суде по мере пресечения у Опанасенко нашлись влиятельные поручители. Освободить его из ареста ходатайствовал Минпромторг, поскольку «Т-Платформы» являются одним из лидеров на рынке российских суперкомпьютеров и радиоэлектроники, а арест предпринимателя ставит под угрозу ряд важных проектов. Просьбу об его освобождении также поддержало Минэкономразвития и некоторые академики РАН, однако все это не произвело впечатления на судью, оставившего Опанасенко за решеткой.

В дальнейшем за Опанасенко заступался президентский омбудсмен по правам предпринимателей Борис Титов, и предлагали залог в размере 20 миллионов рублей.

— Следственные органы необоснованно квалифицировали деяния, вменяемые Опанасенко, по ст.285 УК РФ, субъектом которой могут являться только должностные лица в государственных органах и организациях, — писал Титов в своем обращении к Путину. — Следствием не было принято во внимание наличие в его действиях явных признаков предпринимательской деятельности. Неверная квалификация содеянного Опанасенко повлекла избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, которая до настоящего времени не изменена.

Boris Titov (AP Photo/Pavel Golovkin, File)

Несмотря на все это суд методично продлял Опанасенко срок заключения под стражей. В общей сложности бизнесмен провел в СИЗО чуть меньше года.

В феврале 2020 года обвинение Опанасенко и Александрову переквалифицировали с злоупотребления должностными полномочиями на мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ, до 10 лет лишения свободы). Тогда же ВЭБ выдвинул Опанасенко колоссальный иск на сумму в 1,5 миллиарда рублей  о взыскании убытков и неустойки за неисполнение обязательств.

Сектор «Банкрот» на барабане

Ведущая российская компания по производству суперкомпьютеров к этому времени уже полным ходом шла на дно. Из-за задержек зарплат компанию покинуло порядка 80% сотрудников. ФНС еще осенью 2019 года обратилась в Московский арбитражный суд с иском о признании «Т-Платформ» банкротом. На совещании Правительством и Минпромторгом рассматривались разные меры финансовой поддержки компании, включая передачу 100% ее акций в дочку ВЭБ.РФ — «НМ-тех». К концу 2019 года «Т-Платформы» фактически прекратили свою деятельность.

В марте 2020 года Мосгорсуд перевел Опанасенко и Александрова под домашний арест. В сентябре Арбитражный суд Москвы признал необоснованными претензии МВД к «Т-Платформам» и отклонил иск о возмещении ущерба. В этой связи было все менее понятно, в чем, собственно говоря, обвиняют Опанасенко, однако судебный процесс над ним продолжался.

— Я не понимаю, в чем меня обвиняют,— негодовал в суде сам предприниматель.— Контракт мною был исполнен, оборудование поставлено на места, и оно работает. В чем тут мошенничество? Или меня обвиняют в том, что я украл деньги за исполненный контракт? Но это глупость!

В Арбитражном суде свидетели из МРЭО ГИБДД показали, что принятые компьютеры нормально работали, и с их помощью принимали экзамены у будущих водителей. В то же время на суде над Опанасенко представитель ГИБДД показал, что поставленная техника тормозила, периодически зависала и была сложна в настройках.

Следствие по делу Опанасенко и Александрова ведется уже почти три года. Год из этого времени они провели в СИЗО, а остальное время – под домашним арестом. В ноябре суд в очередной раз продлил меру пресечения для коммерсанта: до 30 января 2022 года. Поколебать решение суда не смогли ни поручительство за предпринимателя от Анатолия Чубайса, ни просьбы Опанасенко разрешить ему устроиться на работу, чтобы содержать двоих малолетних детей.

— Там история понятная: во-первых, МВД не захотело платить за поставленные компы, во-вторых – у человека решили отнять бизнес, — прокомментировал ситуацию с Опанасенко наш источник в IT-среде. — Под угрозой реального срока, уже находясь под следствием, он пообещал отдать весь бизнес правильным людям, за что его и выпустили под домашний арест. Но почему ему не заменяют домашний арест на подписку о невыезде – непонятно: наверное, ещё не все отдал.

В ноябре 2020 года «Т-Платформы» стали понемногу возвращаться к жизни. Предприятие погасило обязательства по налогам, принялось нанимать новых сотрудников и нашло себе нового генерального директора. Им стал бывший IT-директор «Уралкалия» Кирилл Алифанов.

Однако уже спустя год компания «Рамэк-ВС» обратилась в московский Арбитражный суд с иском о признании «Т-Платформ» банкротом. «Рамэк-ВС» — лишь один из многочисленного списка кредиторов «Т-Платформ». Крупнейшим из них, по данным CNews, является Минпромторг, которому «Т-Платформы» задолжали, как минимум, 3,1 миллиарда рублей. Минпромторг обратился с иском о взыскании задолженности еще в октябре 2021 года.

Пока еще процедура банкротства не является необратимой: кредиторы могут попытаться спасти компанию вместе с собственниками. В противном случае имущество должника будет распродано в счет погашения задолженности.

Ситуация, в которой оказались «Т-Платформы», в своем роде поразительный пример того, как силовики решили из жадности уничтожить одну из важнейших для IT-индустрии собственной страны компаний. Увы, это уголовное дело далеко не единственное: 2019-20 годы были отмечены целым рядом резонансных судебных процессов против представителей IT-отрасли. Рассказывать о положении, в которое силовики поставили российскую IT-индустрия, мы продолжим и в наших следующих текстах.

Евгений Ветров

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x