Цифровой рубль вместо биткоина.

С января в России не утихают споры о возможном запрете криптовалют. Центробанк хочет полностью запретить их обращение и ввести штрафы до 1 миллиона рублей за такую деятельность. Правительство РФ целеустремленно делает нашу страну все более похожей на Китай – как в плане государственного контроля за интернетом, так и в отношении несменяемости власти. Предложение ЦБ звучит в духе этой политики, ведь в прошлом году из Поднебесной как раз изгнали майнеров. Большая часть их оборудования после этого переехала именно в Россию, вышедшую после этого на третье место по объемам майнинга в мире.

 Почему китайские власти так ополчились на криптовалюту, но не смогли искоренить майнинг полностью, и как связано начало гонений на биткоин с разработкой цифрового рубля, узнаем далее.

Центробанк против криптовалют

Центробанк РФ выступил с достаточно жестким законопроектом о запрете в стране криптовалюты. Документ, с которым ознакомился РБК, предусматривает полный запрет на ее выпуск и организацию обращения и даже на распространение информации об этом. Банкам и другим участникам финансового рынка будет запрещено владеть активами в частной цифровой валюте. Мало того, они обязаны будут блокировать переводы с кредитных карт или электронных кошельков, если у них имеются сведения, что получатель причастен к выпуску и обращению криптовалют в России и даже за ее пределами. Запрета на владение криптовалютами для частных лиц законопроект не предусматривает.

За нарушение этого запрета ЦБ предлагает ввести денежные штрафы и установить их в размере 300-500 000 рублей для физических лиц и от 700 000 до 1 миллиона рублей – для юридических.

Еще в январе этого года ЦБ выпустил доклад, где говорилось, что криптовалюты преимущественно покупают для спекуляций, переводов за рубеж, отмывания доходов, полученных преступным путем, а также финансирования наркоторговли и терроризма.

Как утверждает ЦБ, массовая покупка криптовалют может привести к оттоку капитала из страны и падению курса рубля. Она также угрожает стабильности банков, поскольку вкладчики могут начать массово переводить средства с депозитов в более доходные криптовалюты. Поскольку этот рынок связан с высокими рисками, а также киберугрозами и мошенничеством, многие из этих вкладчиков потеряют деньги, что чревато «социальными рисками».

По мнению Bloomberg, доклад ЦБ был выпущен под влиянием ФСБ, при этом, силовиков обеспокоило отнюдь не финансирование терроризма и наркоторговли, а возможность использовать криптовалюты для перевода пожертвований в пользу объявленных иностранными агентами СМИ и «нежелательных организаций».

В настоящее время криптовалюты никак не регулируются на территории РФ: ими только запрещено расплачиваться за услуги и товары. Предложения ЦБ во многом напоминают аналогичные меры, предпринятые в прошлом году правительством Китая для борьбы с криптовалютами.

Китай против криптовалют

Когда криптовалюты только появились, правительство КНР первоначально встретило их с энтузиазмом. Первая криптовалютная биржа открылась в стране в 2011, всего на два года позже появления на свет биткоина. К 2016 году Китай стал очень влиятелен на криптовалютном рынке, будучи одновременно и центром торговли токенами, и крупным производителем оборудования для майнинга. Со временем, однако, для Компартии стало очевидно, что популярность биткоина во многом обусловлена возможностью осуществлять децентрализованные и анонимные транзакции, а это никак не вписывалось в политику Си Цзиньпина по управлению страной.

В 2017 году китайское правительство запретило ICO (первичное предложение токенов) и закрыло все криптобиржи под предлогом того, что этот финансовый инструмент «серьёзно угрожает стабильности финансовой и экономической системы страны».

В конце августа 2020 года стало известно, что из Китая за год вывели в криптовалюте более 50 миллиардов долларов. Гражданам КНР разрешено покупать иностранную валюту на сумму не более $50 000 в год. Раньше состоятельные китайцы обходили этот запрет, инвестируя за рубежом в недвижимость и другие активы, однако правительство перекрыло все эти лазейки. Тогда для вывода денег за рубеж китайские инвесторы стали пользоваться криптовалютой.

В мае прошлого года вице-премьер Государственного совета КНР Лю Хэ объявил, что в стране необходимо ужесточить регулирование майнинга и криптовалют. Несмотря на то, что в его заявлении еще не содержалось никакой конкретики, этого оказалось достаточно, чтобы курс биткоина за час обвалился на $5000.

В нескольких китайских провинциях первыми запретили добычу биткоина и принялись отключать электричество официально зарегистрированным майнерам. На фоне этих событий бизнес принялся покидать страну, а цена биткоина за сутки падала на целую треть, до $30 000!

Правительство КНР говорило о борьбе с отмыванием денег и защите окружающей среды (Китай стремится стать экологически чистой страной, а майнинг криптовалют требует колоссальных затрат электроэнергии и приводит к выбросу в атмосферу десятков миллионов лишних тонн углевода), однако, вероятно, главной настоящей причиной стала его забота о цифровом юане. Это официальная цифровая валюта страны, тестирование которой началось в конце 2019 года, а свободное хождение – во время Зимних Олимпийских игр 2022. Отличие цифрового юаня от криптовалют заключается, прежде всего, в том, что, как и юань обычный, он обеспечен реальными активами. Китайская Компартия всячески стимулирует переходить на цифровой юань как граждан своей страны, так и ее гостей. Она разрешила использовать эту валюту для налоговых платежей, а иностранцам, приехавшим на Олимпиаду, предлагают завести «цифровой кошелек» в юанях без открытия официального банковского счета.

24 сентября Народный банк Китая объявил о введении полного запрета на криптовалютные транзакции. С этого момента любые операции с биткоином в стране квалифицируются как незаконная финансовая деятельность. Несколько дней спустя в Китае запретили даже популярные сайты для отслеживания курса криптовалюты, а компания Alibaba заявила о прекращении продажи устройств для майнинга на всех своих площадках. Один из крупнейших в мире производителей оборудования для майнинга – китайская компания Bitmain – заявил о переносе производства в другие страны.

На фоне этих новостей курс биткоина опускался ниже $41 000, однако затем вновь приблизился к отметке в $44 000. Еще в конце июня было зафиксировано рекордное падение (на 50%) мирового хэшрейта (этим словом используют суммарную мощность вычислительных устройств, используемых для майнинга). Вскоре, однако, майнинговые компании в ускоренном порядке начали возобновлять производство и вводить в эксплуатацию вывезенное из Китая оборудование.

Как сообщила Financial Times, четырнадцать крупнейших майнинговых компаний в мире за несколько месяцев вывезли из Китая более двух миллионов компьютеров. Заметная часть этой техники отправилась в США, Канаду и Казахстан, однако львиная доля была перевезена именно в Россию. Одна лишь московская компания BitRiver сообщила, что получила из Китая более 1 800 000 машин для майнинга криптовалют. Как рассказал представитель компании Роман Забуга, если раньше на рынке не доставало оборудования, то теперь не хватает места для его размещения. Из-за этого BitRiver пришлось отказаться от сделки с другой китайской компанией, которая хотела поставить им еще миллион компьютеров.

В октябре прошлого года, по оценкам Кембриджского университета, Россия вырвалась на третье место в мире (после США и Казахстана) по масштабам майнинга биткоина. Благодаря переезду китайской вычислительной техники доля РФ в мировом рейтинге хешрейта выросла с 6,8% до 11%.

К декабрю мировой хешрейт биткоина восстановился до значений, которые он занимал в мае прошлого года: до того, как китайское правительство встало на тропу войны с криптовалютами. Вскоре стало известно и о том, что майнинг предсказуемо никуда не исчез с территории Поднебесной Империи: теперь им просто занимаются нелегально. Центральная комиссия Китая по проверке дисциплины выявила десятки предприятий в восточной провинции Чжэцзян, которые использовали государственные ресурсы для добычи двенадцати криптовалют (биткоин, Ethereum, Litecoin, Monero и других).

По оценкам американского телеканала CNBC, порядка 20% мирового хешрейта биткоина до сих пор обеспечивают нелегальные китайские майнеры. Большинство из них – это небольшие майнинговые фермы, которым не достало средств на то, чтобы вовремя покинуть Китай.

Опытом Китая решила воспользоваться и Турция, которая, кстати говоря, тоже занимается развитием собственной цифровой валюты. В апреле прошлого года прекратили работу и отказались возвращать деньги пользователям сразу две крупных криптобиржи — Thodex и Vebitcoin. Руководителя первой турецкие власти объявили международный в розыск по подозрению в краже 2 миллиардов долларов, а исполнительного директора Vebitcoin и еще троих ее сотрудников арестовала турецкая полиция. Вскоре после этих событий турецкий Центробанк запретил использовать криптовалюту в качестве средства платежа. Затем Минфин разработал законопроект по регулированию криптовалют: ориентированный на законодательство Европы и США, но с «более жесткой структурой».

Минфин против Центробанка

По совпадению призывы Центробанка запретить биткоин совпали с активной фазой его работы над цифровым рублем. Прототип валюты был разработан в декабре прошлого года, после чего началось тестирование, принять участие в котором изъявили желание 12 банков. По результатам этого тестирования будет сформирована дорожная карта внедрения платформы цифрового рубля.

— У нашего ЦБ нетерпимое отношение ко всему, что там назвали бы «денежным суррогатом». Плюс наш ЦБ довольно справедливо отмечает, что инвестиции в криптовалюты — это очень спекулятивная история. Не исключено, что не все вкладывающие в это деньги отдают себе отчет, что происходит», — рассказала Deutsch Welle декан экономического факультета Европейского университета и исследовательница криптовалют Юлия Вымятнина.

Вымятнина считает, что Центробанку важно не просто выпустить цифровой рубль, а добиться того, чтобы он был принят и использовался:

— А для этого нужно приучить население к тому, что есть официальные цифровые деньги — и это хорошо. А все остальное, что неофициальное, это плохо.

На протяжение последнего месяца ЦБ и Минфин выступали в отношении криптовалют как «злой» и «добрый» следователь. Министерство финансов выступило за то, чтобы регулировать, а не запрещать криптовалютный рынок, и подготовило проект того, как это следует делать.

Минфин предлагает проводить все операции с криптовалютами через российские банки и полностью идентифицировать владельцев криптокошельков по образцу того, как это делает швейцарский проект Aximetria, который собирает о пользователях все данные от номера телефона и места жительства до фотографии. Для контроля Минфин предлагает использовать сервис «Прозрачный блокчейн», анализирующий криптовалютные транзакции и помогающий вычислить владельцев кошельков, между которыми они были сделаны. У нас выходил подробный текст о том, чем будет заниматься «Прозрачный блокчейн» и аналогах этой системы в мире.

18 февраля Минфин сообщил, что начал разработку двух законопроектов о цифровой валюте, а их общественное обсуждение продлится до 18 марта.

Правительство РФ едва ли пойдет на такой жесткий шаг, как полный запрет майнинга и операций с криптовалютами (тем более, что оно прекрасно понимает, как весь этот рынок после такого запрета просто полностью уйдет в тень). Однако оно явно намерено взяться за регулирование этого рынка и осложнить жизнь людям, которые занимаются криптовалютными инвестициями. После предложений полного запрета новости об ограничениях будут восприняты уже с меньшим возмущением.

Евгений Ветров

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x