Тысячи погибших соотечественников, пленных, пропавших без вести, десятки тысяч раненых. Все это ждет нас в ближайшее время. Никакие пять или семь миллионов похоронных рублей не принесут облегчения ни вдовам, ни матерям, ни осиротевшим детям.
Но беда не приходит одна. Десятки миллионов россиян очень скоро почувствуют последствия экономических санкций. Трудно будет найти людей, которые не пострадают от ограничений, наложенных Западом на экономику страны.
Россия уничтожает военные объекты на Украине. Америка и Европа в ответ уничтожает экономику России.
Официальный представитель Минобороны РФ говорит об уничтожении нескольких тысяч военных целей на территории Украины. Он не понимает, да и откуда ему понять, что примерно такое же количество гражданский объектов — фирм, компаний, предприятий, фабрик, заводов загнется, обанкротится и погибнет в России. Сотни тысяч россиян останется без работы, их семьи без средств к существованию. Пособия, социальные выплаты, как известно, в России вещь чисто символическая. На фоне будущей инфляции эта финансовая поддержка мало поможет.
Произойдет это не сразу. Уже все почувствовали, как цены пошли вверх. Дальше страна постепенно будет сползать в глубочайший экономический кризис. Цены будут неуклонно растут и никакое правительство ничего с ними поделать не в состоянии.
К осени ситуация ухудшится еще больше. Заводы и фабрики будут испытывать сильный дефицит комплектующих, возникнут проблемы с запасными частями для автомобилей, с микрочипами, компьютерами и прочей электроникой.
Резко увеличится безработица, начнут банкротиться предприятия, индивидуальные предприниматели. Особенно сложно будет выживать среднему бизнесу.
Отечественный автопром в России, как известно, давно почил в бозе. Краса и гордость АвтоВАЗ теперь принадлежит французской Renault Group. И хотя концерн не присоединится к международным санкциям, неминуемо возникнут проблемы с валютными платежами и поставками комплектующих.
Группа ГАЗ выпускает незначительно для масштабов страны количество грузовиков и автобусов. При этом производство сильно зависит от импортных комплектующих.
Даже у гордости отечественного автопрома — УАЗ «Патриота» стоят южнокорейские коробки передач. Плюс электроника, которую в России так и не научились делать.
Все остальные иномарки Mercedes, BMW, Volkswagen, Ford и другие объявили об уходе из страны. Японские концерны замерли в раздумьях.
Но как бы то ни было тысячи сотрудников сборочных конвейеров, которые в основном сосредоточены в Калужской, Калининградской и Ленинградской областях скоро останутся без работы. Два-три месяца они будут получать зарплату, а затем — на выход. Соответственно в трудное положение попадут и их семьи.
Кто-то питает надежду на приход китайских автопроизводителей . Не исключено. Но случится это не раньше, чем через год. Надо переоборудовать цеха, завезти и установить новое оборудование, а главное — договориться об условиях. Это займет значительное время и этот год, если не больше, его надо еще как-то прожить.
Когда-то советская власть, чтобы наладить производство автомобилей покупало заводы по сборке машин с полным циклом — Форд или Фиат. Все запчасти — от двигателя до лобового стекла производили смежники на соседних предприятиях. Заводы работали самостоятельно и абсолютно не зависели от американцев или итальянцев.
За тридцать лет новой России власть умудрилась не только ничего нового не построить, но и растранжирить то, что было построено при Сталине и Брежневе. В XXI веке страна перешла на конвейер с «отверточным» производством автомобилей. Своего ничего не осталось.
Еще более печальная участь настигла отечественное авиастроение. Три ИЛ-96 осталось только в президентском авиаотряде. Есть еще несколько ТУ-204. Сухой-суперджет без западных комплектующих не собрать. МС-21 делают уже больше двадцати лет, но дальше опытных образцов дело пока не пошло. Все Боинги и Эрбасы в лизинге. Надо возвращать, но мы не вернем, а то отберут. Самолеты нам не будут продавать даже Бразилия. Оставшиеся 700 бортов годик еще полетают внутри страны, а дальше без плановой замены агрегатов и регламентированного обслуживания— уже стремно. Прилетели? Будем передвигаться на поездах.
В аэропорту Шереметьево прекратили работу три терминала. Тысячи сотрудников отправились на улицу. Это только первые ласточки. Авиакомпания «Аэрофлот» лишилась основной статьи доходов из-за отмены 90 процентов зарубежных рейсов. Ее ждет неминуемое банкротство, если государство в очередной раз не выделит 13 млрд.
Из-за запрета экспорта российских металлов через 5-6 месяцев резко сократится его производство. Новые рынки сбыта на азиатском континенте найти будет не просто. Логистика резко увеличит стоимость российского металла, потому значительно увеличится стоимость и соответственно в той же пропорции понизится коммерческий интерес. Выпускать продукцию, которая не будет находить спрос, никто не будет. Результат — сокращения. Счет безработных будет исчисляться десятками тысяч.
Для градообразующих предприятий таких, как Северсталь в Череповце, Магнитка в Магнитогорске, НЛМК в Липецке, Электрометаллургический завод в Старом Осколе — это станет серьезной социальной проблемой.
Прекращение поставок высокотехнологичного оборудования, выпуск которого почему-то так и не наладили в стране, ударит по флагману добычи валюты — газовой и нефтяной отрасли. Прекращают сотрудничество British Petroleum, Shell, Exxon Mobil, увозя с собой свои технологические разработки. К сожалению, в самой важной для России отрасли губительное технологическое отставание.
С каждым годом будет сокращаться экспорт нефти и газа. Главный потребитель российского газа — Германия уже объявила, что в 2027 году перестанет его покупать.
На этом фоне прекращают, останавливают или приостанавливают свою работу в России сотни иностранных компаний, которые обеспечивали работой сотни тысяч человек и платили в качестве налогов в российскую казну сотни миллионов рублей.
Один только Макдоналдс приносил 167 млрд. рублей налоговой выплаты в бюджет. В 850 ресторанах в 60 субъектах страны работало 60 тысяч человек. На них трудились более 100 тысяч человек, обеспечивающих поставку продукции. Все они завтра окажутся без средств к существованию. За годы работы Макдоналдс инвестировал в российскую экономику 2,5 млрд. долларов.
Подобных западных компаний, но с более скромным оборотом — сотни.
Все они платили налоги. Теперь этих денег в казне не будет. Государство и налогоплательщики ощутят это к концу года.
Теперь, когда рубль в очередной раз взлетел на космическую высоту по отношению к доллару и евро, иностранные компании так же резко сократили свою доходную часть в России. Потому они еще десять раз подумают, стоит ли им работать здесь за никому не нужные «деревянные» рубли.
Большой проблемой станут импортные лекарства. Многие это понимают, о чем свидетельствует ажиотажный спрос и очереди в аптеки. Импортные, как известно, отличаются от российских качеством. Значительная часть российских таблеток изготовляется из индийского сырья. Пройдет совсем немного времени и возникнет дефицит привычных лекарств.
Помимо этого возникнет дефицит материала для стоматологии, для протезирования.
В стране только пять регионов с профицитным бюджетом, способных себя обеспечить без помощи федерального бюджета. Жители остальных регионов почувствуют на себе, так как областные бюджеты будут вынуждены сокращать социальные выплаты и пособия. Денег просто не будет.
Как ни странно, но в какую бы отрасль не загляни — везде российское производство и товары потребления завязаны на импорт. Мы так и не научились, в отличии от китайцев, делать компьютеры, телефоны, принтеры, бытовую технику.
Мы закрыли ситце-набивные фабрики и теперь знаменитые ивановские ткачихи сидят на удаленке и шьют пододеяльники и шторы из китайского и турецкого материала.
Единственная отрасль, которая сможет еще какое-то время обходится без импорта — сельское хозяйство, но и то с оговорками. За последние двадцать лет Россия вышла на лидирующее место в мире по производству зерновых, стала обеспечивать себя мясом птицы, удобрениями, значительно увеличилось производство мяса. Но и здесь есть проблемы — импортные тракторы и комбайны, недостаток инкубаторного яйца для выращивания бройлеров.
Россия сможет обеспечивать себя продовольствием, но цены на сельхоз продукцию взлетят. Они уже сейчас резко пошли вверх. В очередной раз потребуется помощь государства — дополнительное субсидирование кредитов, так как новые процентные ставки ЦБ — абсолютно не реальные и разорительные, как для фермекров, так и для крупных сельскохозяйственных холдингов.
Доходы у народа будут падать, цены — непременно расти, социальная напряженность и раздражение действиями властей — нарастать. Но это произойдет не сразу, ближе к концу года.
Позицию Кремля обозначил Д. Песков: «Будем надеяться, что не миллионы людей останутся без работы, а меньше».
Хорошо сказал. Обнадежил, ибо 990 тысяч безработных граждан — это не миллион.
А если надежды товарища Пескова не оправдаются и число безработных будет исчисляться миллионами?
Это будет трагедией для страны, для ее жителей, для экономики. Это будет проблема для Кремля. Если на улицы выйдет хотя бы часть от тех миллионов безработных, то уже никакая Росгвардия не спасет.
Совсем скоро мы вернем в 80-е годы СССР — эпоху тотального дефицита и преклонения перед импортными шмотками. Уже звучат забытые коммунистические призывы о национализации имущества зарубежных компаний, об экспроприации.
Политика России стала токсичной, экономика в глазах других других государств — нерукопожатной. В Европе и Америке никто не хочет иметь с нами дело. Помощь Китая закончится поглощением и экономики, и территорий. Как говорится, за что боролись?
Придет время и какой-нибудь русский Тарас Бульба спросит у Владимира Владимировича: «Ну что, Володя, помогли тебе твои китайцы?»
Лев Шмелев
Комменты