Война на Украине вынудила миллионы мирных граждан покинуть свои дома и искать пристанища в других странах. На сегодняшний день границу пересекли более четырех миллионов человек. Польша, Молдова, Германия, Румыния, Словения, Чехия приняли основную часть переселенцев. Европейские страны им дают кров, средства, чтобы как-то прожить на чужбине и самое главное — безопасность. Европа, принявшая в 2015-2016 годах около трех миллионов мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки уже имеет опыт приема столь значительных потоков иностранцев. Нынешняя ситуация беспрецедентна. Никто не знает, сколько еще продлиться «спецоперация», какие области Украины она затронет и сколько миллионов человек будет вынуждено спасаться за границей.
Никто не ожидал, что свою Родину покинут и сотни тысяч россиян. Это неожиданная, но вполне объяснимая реакция некоторой части населения на агрессию своей страны против соседнего государства. Это иммиграция. Это некая форма протеста — не желание жить в стране, запятнавшей себя кровью десятков тысяч ни в чем не повинных людей, не иметь с ней ничего общего, отстраниться от ужасов, которые несет война. Россияне, въезд которым отныне закрыт в «недружественные страны», к которым относится практически вся Европа, устремились в Грузию, Армению, Казахстан, Турцию. Лишь бы уехать из России. Некоторые матери спасают своих детей от призыва в армию, которая воюет. По неофициальным данным таковых уже более двухсот тысяч. Подавляющее большинство из них — категорически против войны. Но сейчас в России любое проявление миролюбия чревато задержанием, штрафом, а при неоднократном выражении своих антивоенных настроений грозит реальным тюремным сроком.
Среди уехавших немало IT- специалистов. Скорее всего, они найдут работу и как-то устроятся. У них не должно возникнуть проблем с продлением виз и оформлением документов с видом на жительство. Но основная часть россиян покинувших страну, через некоторое время столкнется с визовой проблемой. Время пребывания на территории другого, даже лояльного к России государства, по российскому паспорту ограничено. Тысячи сограждан, даже когда закончится война, возвращаться обратно не захотят. Как им быть? Государства, ставшие для них временным убежищем, попросят покинуть пределы страны.
Аналогичные проблемы возникнут и у беженцев с Украины. Сейчас им дают временный вид на жительство на два года с возможностью продления на один год. Даже когда закончится российская агрессия, десяткам тысяч украинцев будет некуда возвращаться. Их дома в Харькове, Чернигове, Мариуполе или Краматорске разрушены. На Украине жить им негде. А в Германии или Польше они уже найдут временную работу, их дети к тому времени будут уже два-три года ходить в местную школу, обзаведутся друзьями, начнут говорить на языке, «пустят корни»…
Похожая ситуация уже была в Европе ровно сто лет назад, когда социалистическую Россию вынуждены были покинуть сотни тысяч белоэмигрантов. Без документов, зачастую без средств к существованию.
Выход предложил известный полярный исследователь, нобелевский лауреат, филантроп Фритьоф Нансен. В 1922 году он был комиссаром Лиги Наций по делам беженцев и разработал особый паспорт для беженцев. Вначале он выдавался русским иммигрантам, которые не могли получить обычный паспорт. Затем беженцам из других стран. Легитимность этого документа утвердила Женевская конференция Лиги наций. Позже его стали называть «нансеновским паспортом». Лица, его получившие, имели право передвигаться между другими странами, участницами конференции.
«Нансеновский паспорт» получили 320 тысяч армян, вынужденные покинуть Родину после геноцида 1915 года.
Этот паспорт стал первым международным документом, позволяющим беженцам передвигаться по миру. Через 20 лет его признавали в 52 странах. Всего было выдано около 450 тысяч таких паспортов.
Благодаря им в Европе могли жить и творить писатели Иван Бунин и Владимир Набоков, композиторы Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, балерина Анна Павлова, художники Илья Репин и Зинаида Серебрякова. С «паспортом Нансена» в кармане зарабатывал свои миллионы известный судовладелец Аристотель Анасис.
Идея вернуться к проекту Фритьофа Нанесена в настоящее время возникла у группы энтузиастов в Facеbook. Учитывая создавшуюся ситуацию с беженцами в Европе, они предложили воссоздать «Паспорт Нансена 2.0». Группы создаются одновременно в разных странах Германии, Испании, Литве.
Цель — получение легальных документов, заменяющих паспорт. Особенность нового сообщества — категорический запрет на проявление ненависти к представителям другого народа и любым попыткам оправдания войны. И это замечательно, потому что так рождается еще одно антивоенное движение, которое в настоящее время яростно и безжалостно подавляется в России.
Главы европейский стран, их правительства и парламенты должны понять, что на чужбину они приехали не за куском колбасы, не за беззаботной жизнью. Если речь идет о россиянах, то они, как правило, оставили свои квартиры, свою работу, свой бизнес, ничего не получив взамен. Они — не халявщики и дармоеды, рассчитывающие на социалку богатых европейских стран. Они готовы трудиться, обеспечивать себя и свои семьи. Они далеко не самые худшие представители своей страны. Им просто некуда податься. Международные санкции лишили их возможности пользоваться за границей своими кредитными картами и банковскими накоплениями. Сейчас они выживают и выживут.
Россия еще почувствует их отсутствие, а на новом месте они еще покажут на что способны.
Надо только дать им шанс. Сто лет назад нашелся такой человек. В 1938 году международный офис Нансена по вопросам беженцев получил Нобелевскую премию за усилия по распространению паспорта Нансена.
А в России 7 апреля 2022 года лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова облили краской.
Лев Шмелев
Комменты