Одна из причин, которая подвигла Россию начать войну с Украиной, я считаю, является уверенность в помощи и поддержке большого соседа — Китая. В. Путин слетал на открытие Олимпиады в Пекин, поговорил, как говорится, «проверил чувства» и спустя пару недель началось…
Несомненно и президент, и его окружение осознавало неотвратимость санкций со стороны «коллективного Запада». Никто, наверное, не догадывался, что они будут столь масштабными, как никогда прежде. Но была надежда, что Китай даст то, что Россия десятилетиями брала в Европе и Америке.
Сейчас, спустя три месяца после начала войны можно констатировать, что китайские товарищи без энтузиазма восприняли нападение на Украину и постепенно сворачивают сотрудничество с Россией. Без громкого шума и объявлений о разрыве отношений резко сократили поставки крупнейший производитель компьютеров Lenovo и разработчик смартфонов Xiaomi. Надо сказать, что эти две компании долгие годы завоевывали российский рынок и добились значительных успехов. Их доли продаж исчислялись миллиардами рублей.
Тенденция для России действительно тревожная. Под давлением американских санкций китайские технологические компании постепенно прекращают бизнес в России. Несмотря на заявления Пекина о нежелании оказываться от сотрудничества с восточным соседом и необходимости противостоять принуждению со стороны западных стран, IT-гиганты, не желающие попасть под американские санкции, предпочитают сворачивать сотрудничество с Россией. Никто из них не хочет потерять рынки сбыта в Америке и Европе. Никто не хочет платить многомиллионные штрафы за нарушение санкций.
Американские производители процессоров не скрывают, что внимательно следят за тем, чтобы китайцы не использовали микросхемы в поставляемых в Россию товарах. Дело в том, что микросхемы в Китае производятся, как правило, по американским лицензиям.
По данным за март поставки ноутбуков из Китая сократились более чем на 40%, смартфонов — почти на две трети, а базовых станций для телексом-операторов — на 98%. Общий объем экспорта из Китая в Россию упал на 27%. Это ощутимая потеря для российских потребителей.
По тихому с российского рынка исчез лидер по производству и продаже китайских машин в России компания Lifan, которая пришла в Россию в 2000-е. Всего за эти годы ими было продано более 154 тысяч машин. Есть надежда, что не все китайские автопроизводители последуют их примеру.
Последним серьезным ударом по России, как по стратегическому партнеру, стало закрытие воздушного пространства Китая для самолетов Boeing и Airbus российских авиаперевозчиков. Официальных заявлений по этому поводу не последовало, но из неофициальных комментариев стало известно, что самолеты «перестали соответствовать требованиям ИКАО/ИАТА» и у них нет «разрешений на пользование воздушными коридорами».
Власти Китая запросили подтверждающие данные, что импортные самолеты российских перевозчиков официально сняты с регистрации за рубежом. Таких документов ни одна авиакомпания представить не смогла. Поэтому в соответствии с международном авиа законодательством, россиянам отказали в полетах на таких самолетах.
Формально китайские власти поступают по международным правилам. В Москве же считают, что Китай «пляшет» под американскую «дудку». В России рассчитывали на иной подход. Это еще одно серьезное разочарование после 24 февраля.
При этом все знают и понимают, что Китай всегда действует в своих интересах и выгоды никогда не упустит. Китай всегда приходит в страны с умирающей экономикой. Это можно наглядно наблюдать последние 20 лет на примере африканского континента. Китайцы дожидаются определенного момента и скупают компании по самой дешевой цене. Для них по прежнему представляют интерес российская нефть, газ, лес, удобрения.
Пока Китай наблюдает за приходящим со стороны и ждет, как будут развиваться события на Украине. Победит ли Россия? Даже если победит, то останутся ли силы на восстановление экономики, разрушенной после западных санкций? Или она будет подобна едва не утонувшему пловцу, выбившемуся из сил и лежащему на берегу.
Впечатление такое, что Китай, словно тигр, затаился и готовится к прыжку.
Лев Шмелев
Комменты