В мире в настоящее время существует 193 государства. Мы теперь это знаем точно. Эту цифру на ПМЭФ озвучил президент республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Он единственный из президентов и глав правительств 197 стран, который прилетел в Питер на форум. За 25 лет существования ПМЭФ такого игнорирования форума со стороны мирового сообщества еще не было.
Касым-Жомарт Кемелевич с первых минут пребывания на российской земле повел себя свободно и независимо, как президент суверенного государства. Первым делом он заявил, что Казахстан не будет нарушать санкции, введенные Западом против России — чтобы не попасть под вторичные санкции со стороны США и их союзников из ЕС и НАТО.
В интервью журналистам Касым-Жокарт подчеркнул, что Россия неправомерно ставит себе в заслуги «спасение Казахстана».
«В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия спасла Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно служить и кланяться в ноги России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности», — заявил К. Ж. Токаев в интервью первому заместителю ВГТРК А. Кондрашову.
По идее надо было сразу всех «наверху» предупредить, что лидер соседнего государства заразился вирусом антагонизма к братскому российскому народу, проникся духом свободолюбия и, как говорится, «на измене». Вероятно, после того, как К.Ж. Токаев освободился от влияния Елбасы-Назарбаева, внес поправки в Конституцию страны, у него как-будто «крышу снесло». Но руководство ВГТРК не сообщило о настроениях будущего Елбасы даже Маргарите Симоньян, которая должна была вести панельную с участием В. Путина и К.Ж. Токаева.
И Маргарита попала.
В самом начале панельной дискуссии М. Симоньян подобострастно благодарила казахского гостя: «Спасибо Вам, Касым-Жомарт Кемелевич, что Вы нашли возможность к нам приехать. Мы понимаем, что это не так просто. Спасибо за Вашу поддержку нашего форума и нашей страны, мы это очень ценим».
Дискуссия проходила довольно ровно. Лишь однажды президент Казахстана позволил себе подколоть В. Путина «Владимира Владимировича, можно понять, что он в настоящее время уже рассуждает, так сказать, категориями исторической перспективы… И тут, конечно, не до пакетиков для сока».
Это был подозрительный пассаж, который подразумевал, что мол российскому президенту не до простых чаяний народа, он вершит историю. Но Маргарита не обратила на этот выпад никакого внимания. И напрасно. Через минуту она спросила казахского гостя о том, о чем жалеет до сих пор.
«Касым-Жомарт Кемелевич, я понимаю, что вопрос непростой, на него по-разному можно ответить, но всё-таки я не могу Вас не спросить о Вашем взгляде на нашу спецоперацию, на её неизбежность, как мы здесь считаем, и на её правомерность. И вообще, что Вы думаете и что в Казахстане думают по этому поводу?»
М. Симоньян в вопросе подсказала ему ответ про ее неизбежность и про ее правомерность. Но у К. Ж. Токаев был заранее готов к подобному разговору. У него был заготовлен ответ. Человек, который только накануне изменил Конституцию страны, разделался с Елбасы, теперь должен был публично продемонстрировать свою независимость и от правопреемника СССР — России.
Сначала он рассказал, что на земном шаре 193 государства и он не хочет, чтобы их было 500 или 600. «Будет хаос. По этой причине мы не признаём ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. И, по всей видимости, этот принцип будет применён и в отношении квазигосударственных территорий, коими, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк. Это откровенный ответ на Ваш откровенный вопрос».
Это был ответ не мальчика, но мужа. Это был ответ не первого секретаря ЦК Казахстана. Н. Назарбаев так бы никогда не ответил на провокативный вопрос в присутствии правопреемника Генерального секретаря ЦК КПСС. Бывший Елбасы бы выкрутился. Будущий — не стал. Он сделал это намеренно, потому что у него есть позиция. Пусть для всех останется тайной, с кем он ее согласовал, но желаемого результата и соответствующей реакции добился. Очевидцы утверждают, что В. Путин в следующее мгновение отвернулся от коллеги и стал смотреть в другую сторону. М. Симоньян, как говорят в таки случаях, «лицо не держала», не смогла скрыть своего разочарования и удивления.
К. Ж. Токаев тем временем демонстрировал свою невозмутимость. Он же пояснил «это откровенный ответ» на «откровенный вопрос». Мол не стоило, Маргарита, меня об этом спрашивать при всех.
Это был вызов. Это была бомба. Назвать важнейший путинский проект последних восьми лет — ДНР-ЛНР «квазигосударственными территориями» — это плюнуть в душу лично Владимиру Владимировичу. Причем не заочно, а в присутствии сотен его вассалов да еще во время прямой трансляции по ТВ! Так президента России еще никто никогда не унижал. Это была не пощечина, а удар под дых.
И это было еще не все.
В этот же день казахский лидер выкинул еще один фортель — отказался принять из рук В. Путина орден Александра Невского. Это еще раз продемонстрировало серьезный настрой К. Ж. Токаева на желание отстранится от России и быть независимым от нее.
Демарши казахского лидера — это послание Западу и Востоку. Он всего лишь географический сосед Российской Федерации. Вряд ли он что-либо подобное мог позволить себе по отношению к Си Цзиньпину или Д. Байдену.
Мы знаем, что президент России — человек злопамятный и таких фокусов не прощает.
Он тут же перестал правильно произносить отчество Токаева — Кемелевич. А через 24 часа Россия ограничила отгрузку казахской нефти через порт в Новороссийск, которая десятилетиями экспортировалась в Европу.
Газета «Коммерсант» сообщила, что причиной послужило обнаружение около 50 взрывоопасных объектов времен Второй мировой войны. Отгрузку нефти приостановили до тех пор, пока объекты не будут обезврежены. Другими словами, когда К.Ж. Токаев не посыплет голову пеплом и не принесет свои извинения. В противном случае работы могут продлиться до конца года…
Позже пришло уточнение — мины оказались украинскими. Их сорвало штормом с якорей и приплыли они не куда-нибудь, а прямиком к терминалу с казахской нефтью. Это даже не намек, а конкретный ответ на позицию президента Казахстана.
Через российские морские порты проходит около 20% экспорта казахстанской нефти, а порт в Новороссийске — основной маршрут. Для бюджета Казахстана прекращение транзита нефти— это много миллионные потери.
Тем временем казахские власти заблокировали 1700 вагонов с углем, ввезенным из России. Угольное эмбарго ЕС должно вступить в силу с августа, но казахи решили сработать на опережение и ввели запрет заранее.
Эскалация в экономическом противостоянии будет только нарастать. Потому можно констатировать: началась новая экономическая война России с очередным географическим соседом. Уверен, что в ближайшие дни с экранов российского тв расскажут, что Северный Казахстан — это исконные русские земли…
Что потом бывает, мы знаем.
Лев Шмелев
Комменты