Владимир Путин ведет боевые действия не только на полях Украины, но и на просторах Европы. Только здесь его главным орудием остается газовый вентиль. В течение нескольких месяцев прагматичные европейцы на все лады обсуждают, что будет без российского газа. Различными аналитиками и экономистами сделаны сотни прогнозов на все возможные случаи поведения Газпрома: от частичного до полного отключения газового потока в Европу. Всем уже известно, какая страна, как долго сможет обходиться без природного газа из России, чья экономика рухнет через месяц, чья — через год.
Куда бы В. Путин не поехал в последние месяцы, на каком бы экономическом форуме не выступал, он всегда говорит о российском газе. Поставки газа — идеальный способ давления на Европу, которая зависит от российского газа намного больше, чем от нефти. Президент России шантажирует Европу снижением поставок газа. Отчасти это ему удается, потому что все понимают — он может и вовсе перекрыть газовый вентиль. Если уж он начал войну с Украиной, то от него можно ждать чего угодно.
В Евросоюзе уже возникли разногласия по поводу антироссийских санкций. У России появились тайные и явные заступники.
В. Путин подсадил Европу, словно наркомана, на газовую трубу и теперь с интересом наблюдает за «ломкой», что с ней будет. Российские войска тем временем продолжают наступление на Украину.
История, произошедшая с газовой турбиной Siemens, очень показательна. Поначалу газовую турбину, работающую на газопроводе «Северный поток», отправили на плановый капитальный ремонт в Канаду, туда, где она была произведена. Потом канадцы вспомнили о санкциях и отказались возвращать турбину. В. Путин, мечтавший проучить «коллективный Запад», вздохнул с надеждой: немцы сами себя оставят без газа трубы «Северного потока».
В этой ситуации уже канцлер Германии О. Шольц вынужден был просить канадцев сжалиться и забыть про санкции, чтобы вернуть турбину в Россию.
Для В. Путина это была маленькая победа на международном политическом фронте. Если уж один шаг сделали, то можно и второй, а за ним и третий. Понимая, что президент России продолжит «выкручивать руки» европейцам, некоторые политики и аналитики не исключали отказа Газпрома включить «Северный поток» после профилактического ремонта. Это было серьезное опасение и для этого были основания. На протяжении последних двенадцати лет Россия устраивала показательные отключения газа Украине по самым разным причинам. Газ таким образом перекрывался и для Европы.
21 июля поставки газа по «Северному потоку» возобновились на уровне 40% от предельной мощности. Напряжение снято, но уже заговорили о ремонте второй турбины.
« Еще одна машина уже вышла из строя, потому что там какая-то внутренняя облицовка отвалилась, что Siemens подтвердил», — заявил В. Путин. Это, естественно, приведет к снижению поставок накануне зимы.
Во время визита в Иран В. Путин заявил, что поставки газа в ЕС не прекратятся совсем, но могут сократиться еще больше. Из его слов следует, что вскоре Россия снизит прокачку газа в Европу по сравнению с 2021 годом в четыре раза — со 170 до 40 с небольшим миллиардов кубометров. В июне 2022 года поставки едва достигали 30% от уровня 2016–2021 годов.
Для В. Путина важно держать европейские страны в напряжении. Это его стратегия в гибридной войне с коллективным Западом на фоне развернутых против России санкций. Часть этой стратегии — недопущение создания запасов газа на зиму. В этом случае Европа столкнется не только с высокими затратами на СПГ, необходимостью останавливать некоторые промышленные предприятия, но и с реальным дефицитом газа и угрозой ограничения отопления в домах.
На этом фоне в Евросоюзе намерены предложить странам—членам добровольно сократить потребление газа на 15%. Разрабатываются новые рекомендации — мыться в душе не более пяти минут, снизить среднюю температуру в квартирах до 19 градусов и т. д.
Некоторые аналитики предвидят недовольство значительной части населения европейских стран ростом цен на энергоносители, влекущими за собой увеличение стоимости на товары первой необходимости, рекордную инфляцию и т. д., что в итоге может привести к уличным выступлениям и демонстрациям.
Понимая это, лидеры ЕС в срочном порядке отправились в вояжи на переговоры к странам-экспортерам газа в поисках альтернативы российского газа. Урсула фон дер Ляйен — в Азербайджан, О. Шольц — в Египет, М. Драги — в Алжир.
В. Путин продолжает гнуть свою линию, не смотря на то, что его действия сокращают валютные поступления в бюджет. Но энергетические сражения между Россией и Западом ему важнее. Шахматная партия на энергетическом поле еще в самом начале. Кто и какие ходы предпримет в ближайшие месяцы, можно только гадать. Максимального накала бои на газовом поле достигнут зимой 2022-2023 года.
Лев Шмелев
Комменты