ДЕЛО «НЕПРОСВЕЩЕННЫХ»

Адвокат Алексей Дудник, слева в центре, закрывает лицо Владимира Мау, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в зале суда во время слушания в Тверском суде Москвы, Россия, в четверг, 30 июня 2022 года. Ведущий экономический эксперт в России Владимир Мау был задержан в четверг по обвинению в растрате в рамках громкого дела, которое некоторые наблюдатели сочли связанным с чистками, направленными против членов либеральной элиты страны. (Фото AP/Дмитрий Серебряков)

На фото жалкое зрелище. 62-летний ректор РАНХиГС Владимир Мау словно беззащитный ребенок пытается спрятаться от десятков фотокамер. Адвокат закрывает лицо профессора папкой с бумагами. Тверской суд Москвы не стал отправлять известного российского экономиста в СИЗО. Ограничились домашним арестом.

Арест В. Мау — серьезный политический акт «силовиков» и консервативной части кремлевской администрации против остатков «системных либералов» в руководстве страны. Это еще и демонстрация серьезности намерений государственного аппарата на продолжение и усиление репрессий в России.

В. Мау — не просто ректор одного из крупнейших ВУЗов страны. Он постоянный член комиссий по экономическим вопросам при правительстве России на протяжении последних 30 лет, член президиума экономического совета при президенте, исполнительный директор оргкомитета Гайдаровского форума. Его постоянно можно было видеть на совещаниях по экономическим вопросам, которые проводит В. Путин. В июне он был одним из участников ПМЭФ.

28 июня В. Мау вместе с первым заместителем главы администрации президента РФ С. Кириенко вручал награды победителям олимпиады «Я — профессионал». В это время у него на квартире уже шел обыск. Информацию о награждении моментально убрали со всех сайтов и даже РАНХиГС.

После награждения В. Мау попрощался с С. Кириенко и поехал на допрос. Следователи его допрашивали с коротким перерывом два дня. Все это мы проходили в 37-м. Такие допросы называли «каруселью», когда следователи менялись, а арестанта изматывали бессонницей.

30 июня, когда ему поменяли статус и из свидетеля он превратился в подозреваемого, а дело направили в суд для принятия решения о мере пресечения, акционеры Газпрома избрали В. Мау в совет директоров…

Безусловно, если бы С. Кириенко знал о том, что «силовики» решили покончить с В. Мау, он нашел был сто причин отказаться от участия в награждении в РАНХиГС. Если бы руководство Газпрома догадывались о печальной судьбе их члена совета директоров, то конечно, нашли бы более «достойного» кандидата…

Это говорит о том, что руководители ФСБ разыгрывают свою партию на шахматной доске российского истеблишмента. Без санкции президента они действовать не могли. Чтобы понять первопричину акции ФСБ, надо углубиться в новейшую историю.

Владимир Мау принадлежит к так называемым, младореформаторам и системным либералам. С 1991 года он работал в институте экономической политики под руководством Егора Гайдара. В 1992 году, когда Е. Гайдар возглавил правительство России, В. Мау стал его постоянным советником. Когда правительственная карьера Е. Гайдара закончилась, В. Мау работал у него заместителем директора института экономики переходного периода (ИЭПП).

В 90-е близко взаимодействовал с А. Кудриным, А. Чубайсом, Г. Грефом, П. Авеном, А. Кохом. Позже с Б. Немцовым и С. Кириенко.

Уголовное дело, которое легло в основу для задержания В. Мау — дело бывшего заместителя министра образования Марии Раковой.

Следствие идет почти год. Под арестом находится несколько человек, среди них ректор Шанинки С. Зуев. Им в вину вменяются различные злоупотребления, хищения бюджетных средств, о чем подробно сообщали в прессе. Но злые языки утверждают, что за уголовным преследованием кроется давний спор вокруг издательства «Просвещение». Издательство, специализирующееся на выпуске учебной литературы оперирует миллиардными бюджетами. Главный источник финансирования — госзаказы.

Известно, что одним из его совладельцев издательства «Просвещение» на протяжении нескольких лет был давний друг В. Путина Аркадий Ротенберг. Сейчас данные о владельцах издательства засекречены.

Всем известно, что глава Сбера Г. Греф уже много лет вынашивает проект «СберКласс», который должен поставить крест на выпуске бумажных учебников и весь процесс обучения в российских школах и институтах должен переместиться на электронные носители, например, планшеты. Идея Г. Грефа таким образом ставила крест на миллиардных доходах владельцев издательства. Кому это понравится?

Глава Сбера в современной России — довольно влиятельная фигура, соратник В. Путина еще с питерских времен. За годы правления главным банком страны он выстроил собственную империю с многими непрофильными активами, которые, как ни странно, успешно функционируют. Свалить его в открытом бою невозможно.

М. Ракова, послужившая тригером для уголовного дела. После ухода из министерства образования в 2018 году перешла на работу в Сбер и трудилась там в должности вице-президента, развивая проект «СберКласс». Тот самый. Ее арест и уголовное дело должны поставить крест на мечтаниях Г. Грефа о переходя образовательного процесса в России на электронные носители.

Для того, чтобы вбить гвоздь в крышку планов Г. Грефа, Тверской суд Москвы по настоянию следователей, арестовал руководителей программы Сбера «Цифровые платформы образования» Максима Инкина и Евгения Зака. Прежде они работали вместе с М. Раковой.

Но президент Сбера, не смотря на потерю своего вице-премьера, продолжает оставаться влиятельной фигурой в российской политической элите. Уголовное дело в отношении В. Мау еще одна попытка «силовиков» взять еще одного «заложника», чтобы получить какой-либо компромат на Г. Грефа. Запугать интеллигентного профессора тюрьмой, ввести известного экономиста, без пяти минут академика в состояние аффекта, публично унизить — вот верные и проверенные методы работы ФСБ, наследницы НКВД и КГБ.

В. Мау поначалу вменяли хищение-мошенничество в размере 21 миллиона рублей. Позже уточнили, что более миллиона. Якобы он фиктивно взял кого-то на работу и тот получал деньги. Это очень смешная история для ректора ВУЗа, в котором работает 17 тысяч профессоров и преподавателей.

Надо сказать, что В. Мау не смотря на оказываемое давление, очные ставки, с людьми, которые дают против него показания, держится мужественно. Не идет на поводу у следователей, вину свою не признает. Пытается логично объяснить судье, что человек после года пребывания в СИЗО, чтобы облегчить свою участь, может много наговорить того, что нужно следствию.

«Обвинения абсурдны в том, что я совершил хищения, что следует из показания людей — якобы в 2017-2018 году я участвовал», — заявил В. Мау. «Я посмотрел — эти люди тогда уже даже не работали», — добавил он.

У Владимира Мау безупречная репутация. Он завоевывал ее десятилетиями. В Москве все знают, что к нему бесполезно подходить с вопросами об устройстве своего чада в академию. Когда в 2002 году он стал ректором Академии народного хозяйства при правительстве (АНХ) и сменил на этом посту академика А. Аганбегяна, ему пришлось «почистить авгиевы конюшни», чтобы нормализовать работу ВУЗа. На территории академии нашлись непонятные гаражи, были проблемы с не целевым использованием автотранспорта и даже незарегистрированные многоэтажные дома. Он справился с проблемами, преодолел сопротивление «армянского лобби», выслушал от «земляков» много нелицеприятного и в 2007 году был переизбран ректором.

В 2010 году он объединил АНХ с академией госслужбы при президенте РФ, что тоже было довольно непросто, так как пришлось преодолеть множество административных преград на самом высоком уровне.

В. Мау умел встраиваться в государственную политику, входил в различные правительственные комиссии и консультативные советы, получал награды. В марте он подписал коллективное письмо ректоров российских вузов о поддержке спецоперации. До последнего времени он всех устраивал. На встрече с В. Путиным в 2020 году он докладывал: « Благодаря Вашим поручениям и поддержке в тесном сотрудничестве с Администрацией Президента, с руководством Администрации, мы сейчас реализуем уникальные флагманские программы для всей системы госуправления… Эти программы, кстати, не только для гражданских служащих, у нас довольно много людей из ФСБ, из ФСО, из Росгвардии.

За последние пять лет у нас обучились два вице премьера, 12 федеральных министров, причём девять в действующем Правительстве Российской Федерации, Генеральный прокурор и два заместителя только что окончили программу, получили дипломы».

Теперь, обученные в его академии сотрудники ФСБ стряпают на него дело, а генеральный прокурор, получивший диплом государственного управленца в РАНХиГС, будет утверждать обвинительное заключение в отношении ректора, который этот диплом ему вручал в торжественной обстановке.

Особенность происходящего в том, что аресты по делу «Просвещения» проходят на фоне спецоперации, когда гибнут тысячи людей и жизнь как бы обесценивается. На фоне войны с «коллективным Западом» всегда найдутся бывшие коллеги, готовые написать публичный донос, как это сделал известный экономист и давний антагонист В. Мау — Михаил Делягин в статье «Мауизм, как высшая стадия либерализма» : «Нахождение кузницы кадров государства — РАНХиГС — в руках верного соратника Гайдара опасней развязанной Западом против нас новой холодной войны: это гарантия нежизнеспособности России».

Но эти пасквили решили судьбу ректора. Главное, что В. Путин и его боевое силовое окружение демонстрируют окружающим, что неприкасаемых нет, если они путаются под ногами и стоят на их пути.

Лев Шмелев

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x