РОССИЯ В ПОИСКАХ НОВЫХ ДРУЗЕЙ
Владимир Путин на следующей неделе отправляется в Иран. Ему предстоит встреча с президентом страны Ибрагимом Раиси и духовным лидером Али Хаменеи. Особенность предстоящих переговоров в том, что они пройдут с участием Р. Эрдогана.
Тут же все политологи определи главную цель встречи трех политиков — решение сирийского вопроса. С учетом нынешней политической ситуации — это очень удачное время для руководителей Турции и Ирана. С В. Путиным, ведущим боевые действия на Украине и оказавшимся в политической изоляции, лидерам двух крупных ближневосточных государств теперь проще договариваться. Если раньше российский президент стеной стоял за Б. Асада, был категорически против раздела Сирии, то теперь и Турция, и Сирия, попытаются решить свои вопросы. Дело в том, что оба государства активно участвуют в во внутри сирийском конфликте. У каждого свои интересы, свои зоны влияния.
Несколько лет назад Сирия для В. Путина была полигоном для удовлетворения его геополитических амбиций. Сейчас, после вторжения на Украину, когда он оказался в центре международного военно-политического конфликта, в результате которого он держит в напряжении множество стран, его амбиции восполнены с лихвой.
Иран и Турция — два крупных игрока на политической карте Ближнего Востока. Они мечтают расширить свое влияние в регионе и готовы отхватить по куску сирийской территории, где они уже давно и открыто присутствуют. Дружба Б. Асада с В. Путиным, присутствие американцев в регионе, внутригосударственные проблемы не позволяли им это сделать.
Теперь, когда Россия в жесткой оппозиции с Америкой, а политические и экономические санкции ставят ее в один ряд с Ираном, многие острые вопросы могут легко и просто решиться. В данной ситуации президент России легко может поступиться отношениями с Б. Асадом, который от него полностью зависит и примет любое решение В. Путина, как неизбежное.
Но главная цель визита, о которой пока никто не говорит, это участие России в атомной программе Ирана. Сирийский вопрос вместе с Р. Эрдоганом — всего лишь ширма для истинных переговоров.
Накануне помощник президента США по национальной безопасности Д. Салливан сообщил, что Иран готов предоставить России 100 боевых беспилотников для использования в военных целях на Украине. Естественно, обе стороны эту информацию опровергли. Иран говорит, что намерен сохранять нейтралитет в вооруженном противостоянии России и Украины.
Но и это еще не все. Главная и самая важная цель переговоров — участие России в атомной программе Ирана. Это то, чего больше всего боится Израиль и категорически не приемлет США. Американцам и израильтянам это не могло присниться в страшном сне. Россия, которая прежде неукоснительно соблюдала соглашения по ядерному сдерживанию, теперь, став изгоем в международной политике, может легко их нарушить. И более того, с удовольствием это сделает в пику своим политическим оппонентам в США и Европе. Таким образом, вытащив из рукава козырного туза, Россия попытается шантажировать коллективный Запад предоставлением другому государству-изгою ядерных технологий.
На этой неделе в российских СМИ уже стали появляться сообщения о рабочей встрече в Тегеране заместителя гендиректора госкорпорации Росатом Н. Спасского с вице-президентом Ирана, возглавляющим организацию по атомной энергии страны, М. Эслами и его заместителем. Сообщается, что стороны договорились «интенсифицировать диалог с выходом на конкретные решения».
Понятно, что это всего лишь прелюдия к переговорам на высшем уровне. Все решат В. Путин и И. Раиси. Иран, находящийся под американскими санкциями с 1995 года, отрезанный от мировой банковской системы, намерен продемонстрировать оппонентам, что у него есть альтернативы и старые-новые друзья.
Последние годы Иран постоянно наращивает обогащение урана. В начале июня иранцы отключили все камеры наблюдения Международного агентства ООН по атомной энергии на ядерных объектах. Это ставит крест на продолжении Ирана сотрудничать с МАГАТЭ.
Эта акция по времени странным образом совпала с принятием решения о будущей встрече двух президентов. Совпадение?
По информации МАГАТЭ в настоящее время у Ирана есть 43 килограмма урана, обогащенного до 60%. По степени обогащения это очень близко к тому уровню, когда можно использовать его для производства ядерного оружия. Иран в двух шагах от производства ядерной бомбы. Однако у него остаются проблемы с системой доставки. Не исключено, что в Тегеране рассчитывают на помощь России в этом вопросе. Иран по-прежнему настаивает на том, что его программа преследует исключительно мирные цели. Но эксперты ООН и западные спецслужбы считают, что страна с 2003 года с переменным успехом разрабатывает военную ядерную программу и продолжает это делать.
На этой неделе президент США Д. Байден находится с визитом на Ближнем Востоке. Накануне посещения Израиля, главного противника и врага Ирана, он заявил: «Единственное, что хуже существующего сейчас Ирана, — это Иран с ядерным оружием».
Известно, что Иран не раз призывал к уничтожению Израиля, как государства и поддерживает боевиков в регионе, устраивающих террористические акты против израильтян.
На вопрос журналиста о возможности использования военной силы против Ирана, Д. Байден ответил: «Если бы это было бы последним средством, то да».
Так что эскалация конфликта между Россией и Западом может перекинуться и на Ближний Восток. Еще вчера казалось, что хуже не бывает, но В. Путин готов рассеять ваши сомнения.
Лев Шмелев
Комменты