29 июля совершено еще одно преступление, которое войдет в историю российско-украинской войны, как одно из самых кровавых и бессмысленных. Убиты 53 пленных украинца, 75 ранены. Пленные находились в колонии в деревне Еленовка в 40 километрах от Донецка. Ракета попала точно в барак, где находились украинские военнопленные, в основном, из батальона «Азов». Колония находится на территории, которую контролирует военнослужащие ДНР. По данным руководства ДНР, удар был нанесен из установки HIMARS. Российское ТВ продемонстрировало собранные осколки именно реактивной системы залпового огня HIMARS.
В министерстве обороны РФ на этот раз довольно быстро отреагировали на обстрел и назвали произошедшее «вопиющей провокацией» Украины. Сразу появились версии о том, что «обстрел совершен с целью запугать украинских военных, готовых сдаться в плен».
Глава ДНР Д. Пушилин заявил, что удар по колонии был нанесен потому, что находящиеся там бойцы «Азова» начали давать показания. По его версии, украинцами двигало «желание уничтожить представителей «Азова», которые начали давать показания». Якобы колония находилась в 20-ти километрах от линии фронта, поэтому стала легкой мишенью для ВСУ.
Генштаб ВСУ в свою очередь обвинил в обстреле колонии с военнопленными вооруженные силы России. По их версии «российские оккупанты преследовали свои преступные цели — обвинить Украину в совершении военных преступлений, а также скрыть пытки заключенных и казни».
В ВСУ утверждают, что украинские военные «никогда не вели и не ведут обстрел гражданской инфраструктуры, тем более мест, где, вероятно, содержат военнопленных». Глава МИД Украины Д. Кулеба призвал мировое сообщество «жестко осудить это грубое нарушение международного гуманитарного права и признать РФ государством-террористом».
Украинская сторона обратила внимание, что в Еленовке «нет оперативных военных целей», а произошедшее назвала «спланированной организованной акцией». Советник президента Украины М. Подоляк сказал, что часть пленных была переведена в барак, в который попала ракета, всего за несколько дней до обстрела.
Идет война. На войне у каждого своя неправда. На протяжении пяти месяцев мы слышим и читаем взаимные обвинения, сообщения о мародерстве и изнасилованиях, которые зачастую не подтверждаются, узнаем фантастические цифры убитых и раненых противника. В условиях войны оперативно проверить информацию, которую распространяют официальные представители той или иной стороны конфликта, невозможно. Особенно, когда ты находишься за тысячи километров. Но уже сейчас возникает масса вопросов к информации, сопутствующей сдаче в плен и содержанию в плену бойцов «Азова».
Известно, что на Украине защитников Азовстали считали героями и сдавались они в плен лишь после указания президента В. Зеленского. Была устная договоренность о том, что в последствии они будут обменены на российских военнопленных. Это сразу вызвало истерики и крики возмущения некоторых политических деятелей. Они утверждали, что никакого обмена не будет и всех будут судить. Спикер Госдумы В. Володин заявил, что «нацистские преступники» не должны подлежать обмену. Ему вторил Д. Пушилин.
Потом, когда состоялся первый обмен по формуле «144 на 144» тот же В. Володин был вынужден этот факт признать. Поначалу он утверждал, что обменяли только тяжелораненых боевиков «Азова». И опять его выставили дураком. Украинская сторона сообщила, что обменяли 95 защитников Азовстали и среди них 43 военнослужащих полка «Азов».
Эту информацию российские официальные лица никак не комментировали. Ясно одно — пленные «азовцы» были у многих высокопоставленных политических деятелей, отвечающих за спецоперацию, как кость в горле. «Азовцы» вызывали изжогу у руководства российской армии, лидеров ДНР-ЛНР и очень многие хотели их смерти. Вероятно, сталинское изречение «нет человека — нет проблемы» сыграло с пленными «азовцами» решающую роль. Это только версия. Но так уже было в истории СССР. Мы знаем о трагедии в Катыни и Медыни. Пятьдесят лет дела пленных польских офицеров хранились в архивах Лубянки. Но правда рано или поздно всплывет.
Удивляет, что российская сторона и в этот раз не готова представить спутниковые снимки, где все сразу станет ясно и понятно — кто стрелял, когда, откуда, из какого оружия. Этого не произошло ни после обстрела вокзала в Кременчуге, ни после взрыва драмтеатра в Мариуполе. Это было бы убойным козырем в диспуте — кто стрелял.
По предварительным данным, стреляли из реактивной системы залпового огня HIMARS. Это аналог российских «Градов» и «Ураганов». Был залп. Куда попали остальные ракеты этой злосчастной установки? Покажите нам. Или это был один выстрел? Такое бывает?
Еще одна деталь, которая вызывает вопросы. По первоначальной информации Минобороны РФ были ранены восемь сотрудников изолятора. Позже уполномоченная по правам человека в ДНР Дарья Морозова заявила, что пострадавших среди персонала колонии нет. Это очень странно. ТВ, интернет показало кадры разрушительного ракетного удара. В эпицентре выжить было невозможно. Трупы и фрагменты человеческих тел лежат на улице. Весь асфальт в крови. И никто из охранников не пострадал? Они спрятались в укрытие или отошли в нужный момент на безопасное расстояние? Рано или поздно это станет известно. Сейчас на эти вопросы никто не может ответить.
И последнее. Дураков, идиотов, подонков, садистов хватает у обоих сторон. После пяти месяцев кровопролитных боев, когда счет идет на десятки тысяч погибших, в том числе среди мирных жителей, когда разрушены десятки городов, миллионы вынуждены бросить свои дома, ожесточение и взаимная ненависть будет только нарастать. Люди будут в самой разной форме мстить за своих родных и близких. Мы это проходили 80 лет назад. Ясно одно — гибель 53 пленных украинцев — это не последнее массовое убийство на войне. К этому нельзя привыкнуть, но конца и края этой братоубийственной «спецоперации» не видно. К великому сожалению.
Лев Шмелев
Комменты