Вчера пришло сообщение, которое тут же всех встряхнуло не меньше, чем информация об очередном ракетном обстреле, повлекшем гибель множества людей. Анатолий Чубайс — главный приватизатор России попал в реанимацию. У него стали отниматься ноги, руки, наступил частичный паралич. Первое, о чем подумали многие — отравили. Отравили каким-то новым «Новичком». Мол, российская наука не стоит на месте — новые яды вызывают новые симптомы.
Увы, таковы методы расправы с неугодными России согражданами. Репутация, которую за последние годы заработала страна, теперь долго будет витать над ее головой. А. Навальный, В. Кара-Мурза, Д. Быков, еще раньше — семья Скрипалей, до него — Александр Литвиненко. Отравлен был даже один из старых и близких друзей В. Путина, когда-то работавший у него охранником, Роман Цепов. Если со всеми предыдущими отравлениями более-менее все ясно, то кто и почему отравил Р. Цепова, так и не выяснили.
Естественно, такое реноме будет еще долго сказываться на выводах, которые будут делать обыватели по поводу каждой загадочной смерти. Как говорится, за что боролись…
Не случайно место жительства А. Чубайса обследовали люди в защитных комбинезонах на предмет наличия ядов в его комнате, спальне и кабинете.
«Крестного отца» российской приватизации в стране ненавидели многие. Некоторая часть населения желали ему смерти. А. Чубайс был одним из главных идеологов приватизации в 1990-х, в результате которой значительная часть российских предприятий перешла из государственной собственности в частную, а уровень жизни подавляющего большинства россиян значительно понизился. Он организовал и провел несколько залоговых аукционов, приведших к появлению в России олигархов-миллиардеров. А. Чубайс был главным участником скандала «Коробки из под ксерокса».
За последние 28 лет он возглавлял Государственный комитет по управлению госимуществом, занимал посты вице-премьера и первого вице-премьера, руководил Минфином, был главой администрации президента, председателем правления РАО «ЕЭС России». В 2008-м стал гендиректором государственной «Роснано».
Везде и всегда деятельность А. Чубайса сопровождалась или заканчивалась скандалами, разговорами о крупных хищениях и злоупотреблениях. В отношении его заместителей возбуждались уголовные дела, но сам он всегда выходил «сухим из воды».
А. Чубайс чудом пережил вооруженное покушение бывших военных и еще говорил о двух попытках его убить». В ноябре 2004 года он заявлял: «Мне известно по крайней мере о трёх заказах на моё убийство».
А. Чубайс стал первым высокопоставленным кремлёвским чиновником, который покинул страну после начала спецоперации.
Полковник ГРУ В. Квачков, главный подозреваемый в деле о покушении, откровенно сожалел, что А. Чубайсу дали уйти живым.
Он же публично называл главного приватизатора страны «национальным изменником и хотел бы, чтобы чиновник предстал перед судом и был приговорен к казни».
Другой печально известный персонаж И. Гиркин-Стрелков, бывший министр обороны ДНР, бывший сотрудник ФСБ, после отъезда А. Чубайса из России писал в VK: «Вчера из «этой страны», махнув лысым хвостом на прощание, сбежал Ржавый Толик. Налицо очередной позорный провал моей бывшей службы. Поскольку «чекисты» должны были «костьми лечь», но не выпустить в условиях войны из страны лицо, знающее все самые сокровенные государственные секреты и тайны, которые теперь немедленно станут известны противнику».
Однако еще в декабре он сам предлагал А. Чубайсу «покинуть Россию, чтобы на него наконец могли завести уголовное дело».
Причина, из-за которой А. Чубайс оказался в реанимации в швейцарской клинике — синдром Гийена-Барре. Болезнь неприятная, но излечимая. Большая вероятность, что он с ней справится. Так что недруги и враги рано обрадовались. А вот международная реакция и версии произошедшего, честно говоря, настораживают. Но Россия и ее спецслужбы немало сделали для того, чтобы у страны была такая репутация. Так что нечему здесь удивляться.
Лев Шмелев
Комменты