«AXIOMA» ПУМПЯНСКОГО

Яхты демонстрируются на 24-м выпуске Monaco Yacht Show, в среду, 25 сентября 2013 года, в Монако.Monaco Yacht Show, проходящее в Порт-Эркулес в Монако, является единственным бот-шоу, посвященным исключительно яхтингу класса люкс. (Фото AP/Лайонел Сирно)

Власти Гибралтара провели аукцион по продаже 72-метровой яхты «Axioma» , принадлежащей российскому миллиардеру Дмитрию Пумпянскому. Это первая подобная акция в Европе, в отношении попавших под санкции российских бизнесменов.

Д. Пумпянский — бывший владелец «Трубной металлургической компании» (ТМК). Он вышел из состава руководства компании в марте, однако это его не спасло от санкций Евросоюза, куда он попал вместе с сыном и женой.

Одной из главных причин включения его в санкционный список, вероятно послужило то, что 24 февраля он вместе с 36 наиболее влиятельными российскими бизнесменами принял участие во встрече с В. Путиным, где обсуждались последствия выбранного им политического курса и реакция на западные санкции. Разумеется, никто из присутствующих не позволил себе усомниться в правильности выбранного исторического пути и необходимости начала спецоперации. Последствия не заставили себя ждать.

В марте власти Гибралтара наложили арест на яхту. Сам не предпринял никаких действий, как, например, Р. Абрамович, который вывел свои лодки из юрисдикции Евросоюза или А. Мордашов, который отправил свою яхту во Владивосток.

После 24 февраля со всех концов планеты приходят сообщения об аресте движимого и недвижимого имущества российских бизнесменов, попавших под санкции США и Евросоюза. В Гамбурге арестовали 156-метровую яхту Алишера Усманова, стоимостью более 600 млн. евро. Попали под арест яхты Виктора Вексельберга, Сулеймана Керимова и одна из яхт Алексея Мордашова.

Во Франции, Великобритании, Италии арестованы или заморожены виллы Романа Абрамовича, Михаила Фридмана, Олега Дерипаски, Виктора Рашникова, жены Геннадия Тимченко, Андрея Мельниченко, Мусы Бажаева, Германа Хана, Дмитрия Мазепина. И это далеко не весь перечень. Поставлены на стоянку несколько частных самолетов российских миллионеров. В Германии всерьез об сужается вопрос, как юридически грамотно изъять три виллы Алишера Усманова в Баварии. А в Мюнхене суд принял первое, но, вероятно, далеко не последнее решение — арестовал три квартиры депутата Госдумы Р. Лябихова.

Тенденция ареста и последующего изъятия активов российских бизнесменов, попавших под санкции набирает обороты. В России многие потирают ручками, мол, началось, сейчас буржуев-миллионеров с их европейскими активами раскулачат. Но простая на первый взгляд ситуация с миллиардером Д. Пумпянским оказалась не совсем таковой, какой ее преподнесли российские СМИ.

Выяснилось, что Д. Пумпянский оказался чуточку хитрее, чем его некоторые коллеги, попавшие под санкции. Осознавая и понимая, что его зарубежные активы после 24 февраля будут арестованы, он не стал, как некоторые выводить яхту в нейтральные воды. «Axioma» стояла в порту Гибралтара на ремонте и такой возможности не было.

За несколько дней до того, как на него были наложены санкции, он передал акции компании, на которую была зарегистрирована «Axioma», какому-то третьему лицу. Это могла быть одна из партнерских или дружественных ему компаний, мог быть офшор, которым сам Д. Пумпянский и владеет. Пока эта информация остается закрытой. Думаю, что финансовой разведке США или гибралтарским полицейским уже известно, кто за этим стоит, но не в их интересах ее обнародовать.

«Axioma» была приобретена на заемные средства американского JPMorgan банка. Сам Д. Пумпянский выступал поручителем по кредиту у компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, которая покупала яхту. То есть он взял кредит для одной своей подконтрольной компании и гарантировал его погашение другой, принадлежащей ему же. Залогом были акции другой компании, которой он владеет. И, он передал эти акции кому-то другому. Таким образом он нарушил правила займа. Именно по этой причине JPMorgan банк поспешил вернуть выданный кредит в 20 млн. долларов и выступил в качестве истца. Суд Гибралтара моментально наложил арест на судно и очень быстро принял решение о проведении аукциона.

Санкции, казалось бы, здесь ни при чем. Но это лишь на первый взгляд.

Д. Пумпянский — входит в сотню российского «Форбса». Он бы мог выполнить условия банка и вернуть взятый кредит, но в условиях санкций это сделать было невозможно. Зарубежные счета российских олигархов в Европе и Америке заморожены. Если бы Д. Пумпянский ничего не предпринял, то он мог остаться с арестованной из-за санкций яхтой, стоимостью 68 млн. долларов и кредитом банку JPMorgan в 20 млн. В данном случае он хотя бы не остался должен банку и практически спас эту сумму.

В этой истории настораживает другое. Власти Гибралтара получили 63 заявки на участие в аукционе. Заранее было известно, что яхта будет продана гораздо дешевле, чем она обошлась владельцу. Так и получилось. Пока точная сумма продажи не известна. Об этом сообщат через две недели. Но вызывает удивление количество желающих поживиться «на халяву» активами российских олигархов. В настоящее время сумма замороженных и арестованных активов только в Европе составляет более 12 млрд. долларов.

Кто-то что-то попытается отсудить, но общеевропейский настрой такой, антироссийские настояния вынудят российских бизнесменов расстаться с большой частью своей зарубежной собственности. В данной ситуации даже не актуален вопрос — честным или не честным путем эти миллионы и миллиарды заработаны. Здесь пахнет пролетарской революцией и анархистскими лозунгами «Грабь награбленное». Это как-то не вяжется с нашим представлением о западных ценностях и неприкосновенности частной собственности.

Еще интересный вопрос — кому активы российских бизнесменов достанутся в конечном итоге и за какие деньги?

Лев Шмелев

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x